Спасибо большой дипломатии.
Огромное – человеческое – спасибо. Пара-тройка моих давних московских знакомых,
которых известное событие
наконец заставило приехать сюда, отзвонились уже из дома в полном ужасе.
Вечером по прилету они посмотрели двухчасовой телефильм, как немытые мужики под
мрачную музыку лезут на скалы, а голос за кадром говорит, что вот это настоящие
парни. Назавтра их травили колокольным звоном и «ой рябиной кудрявой». По
дороге в аэропорт они с ужасом взирали на рекламные щиты «посконность – веление
времени», щедро уснащенные картинками куполов и острогов, и просили шофера
ехать побыстрее. «Ты нам лгал, что у вас продвинутый город», - кричали они мне
теперь.
- Как ты там живешь?! – не
унималась трубка.
Мне только и оставалось,
что кинуть окрест недоуменный, то есть свежий взгляд. На город, который,
несмотря на явное начальственное давление, в пучины патриархальности не
погружался, ойрябинами не зарастал.
А даже, скорее, напротив. И
тут, наверное, срабатывает муравьино-клопиная логика. Начальство большое и
сильное, но оно одно и с одышкой. А нас много, всех не упомнишь. И пока оно там
наверху разворачивается, мы тут внизу успеваем либо отбежать, либо сделать
много чего, либо просто пить чай в недоступном взору руководства углу. Вдобавок
оно имеет свойство жить в своих
благостных фантазиях. Из своего окна оно любуется пряничным домиком на горке
и пребывает в убеждении, что и мы все на тот же домик умиляемся. Это и дает нам
возможность спокойно того домика не замечать, читать полузапрещенного в этом
регионе Мураками и вообще предаваться клиповой культуре.
Но, по большому счету, суть
как раз в том, что не только начальство, покурив ойрябины, уносится в мир грез,
но и мы все там обитаем (разница между ним и нами лишь в том, что мы-то не обманываем
себя, будто оно по вечерам смотрит Альмодовара и Озона). Мы все называем город
одинаково, но у каждого свой город: в чьем-то городе пряничный домик на горе
является главной его частью, а в чьем-то городе его просто не существует.
Мы ведь живем не на улицах,
и даже не в комнатах – а в себе. И относительно внешнего окружения почти всегда
эта настоящая жизнь протекает «невзирая», а то и «вопреки»: соседям, родным,
надписям на заборах и щитам на кольцовской трассе, начальству с его колокольным
звоном.
Тем более, что практически
каждый, кто вырос здесь и родился до чилийского переворота, имеет огромный опыт
сопротивления, той самой «жизни вопреки». Начиная со второго класса мы
зачитывались книгами, которых ни за что было не найти в школьной библиотеке, и
слушали то радио, которое хуже всего было слышно. Ужас по поводу вернувшейся
несвободы – от иллюзий и эйфории начала 90-х, когда жизнь была прекрасна, а по
телевизору ставили только «настоящую» музыку и крутили «интересное» кино. Но
это была лишь передышка между боями, - и ничем другим быть не могло.
Конечно, сдаться, поплыть
по потоку и затянуть песню хором проще и легче. Но поговорка «среда заела» -
оправдание слабых. Безусловно, когда на улице снимают плакат с
красивой женщиной на красном диване – это удар. Но удар лишь по принципам;
сильный человек не может от этого потерять себя и по этой причине ему незачем
требовать, чтобы изображение красивой женщины было на каждом углу (точно так же
сильному человеку незачем требовать, чтобы всех женщин убрали с улиц навсегда
или всех детей насильно крестили). «Они» могут засадить улицы ойрябиной, они
могут даже ворваться к тебе домой и уничтожить все твои книги, а твоего ребенка
науськать на тебя… Ну и что?
Если быть твердым, до твоей
головы им не добраться. Настоящая человеческая свобода заключена именно в
постижении этого. Это понимаешь всё в те же 15 лет:
годика два Её любишь и вожделеешь взаимности, потом набираешься духу признаться
и получаешь по лбу. И вдруг осознаешь, что мнение этой женщины тебе не интересно.
Потому что сердце по-прежнему бьется: она тебя убила, а ты жив. Ничьи слова и
мнения уже не могут пробить черепную коробку. Они приходят, а тебе всё равно
хорошо. Они уходят, а тебе всё равно нормально.
Правда, тогда тронуть и согреть тебя может лишь твоя собственная любовь. Но любовь к себе, как правило, безответна.
Ты себя убил, а ты жив.
Обратно в алфавитное оглавление