Тут меня попросили в связи
с сезоном не о чем в голову взбрело писать, а давать материал для выпускных и
впускных сочинений. Ибо это тема, и народ греется.
Хотя вроде всё просто:
берешь свободную тему – и приспосабливаешь к ней Фауста. Он в этом смысле действительно
на все случаи (лично я примандячил его к пафосу работы советских инженеров), да
и самому интересно – ситуация в этом контексте уникальная.
Более того, как я потом
осознал, читать Гёте можно только в именно что «впускном» возрасте – иначе
слишком много возникает вопросов и недоумений. Главное: в юности легко
принимаешь на веру лейтмотив «Фауста» - что человек нормальный не может считать
настоящее замечательным и прекрасным. По правилам гётевской игры воскликнуть
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» означает умереть и даже утратить душу. И
очень долго неугомонный человек искренне не находит оснований произнести
самоубийственную фразу, и это выглядит весьма естественно с его стороны. По
сути дела, автор эту фразу вымучивает
из героя, чтобы уже покончить с ним – ровно так же, как по воле сценариста
сериала до сих пор бродившего в непонятках комиссара вдруг озаряет, и он в
последние пять минут серии раскрывает убийство.
В юности тебе всегда плохо,
и, главное, есть надежда, что дальше будет лучше. Так лучше, что аж дух
захватывает. Поэтому никакого желания останавливать собственные мгновения нет -
полная солидарность с вечно юным Фаустом.
Можно сказать, что миг,
когда всё в жизни тебя устраивает настолько, что ты хочешь его если не
остановить, так хотя бы впитать целиком – это водораздел человеческой жизни, до
которого - одни сплошные надежды, а после - одни сплошные воспоминания. В
каком-то смысле Фаусту дьяволом было даровано высшее счастье: не жить после
жизни, уйти в момент наивысшего экстаза. Хотя мне-то грех жаловаться – эти
моменты в моей жизни всё сменяют и сменяют друг друга, и даже из самых темных
чащоб дорога жизни причудливым образом выворачивает к свету.
В любом случае, какая
разница? Кричать жизни «Стоять! Стоять, я сказал!» бесполезно. И даже не в
твоем личном старении дело – мир вокруг меняется гораздо быстрее. Река времени
давно вышла из берегов, и сносит своим бурным потоком атрибуты и декорации
любого благополучия. Кафе, где тебе нравилось сидеть, давно уж нет; на частотах
станций, которые ты любил слушать еще недавно, лишь зловещее шипение. А те
люди, которые доставляли тебе столько радости одним своим существованием,
разительно изменились.
Сегодняшняя жизнь – это
вчерашняя, но закрытая неизвестным тебе шифром. Лучше всего это видно по
цифрам: меняются адреса и банковские счета, меняются телефоны, и каждый день
тебе приходится снова искать систему в окружающем тебя хаосе цифр, ломая в
ярости карандаши. Ладно еще, если сменилось всё сразу, это поддается
дешифровке. Круче задачка с сотовым номером прекрасной девы – оставишь её на
минутку, позвонишь через полгода, а тебе: «Номер отключен». Искать её новый
номер? Бесполезно, поскольку параллельно с его сменой она и сама переродилась:
человек, чем номер
начинается на «219» - совсем не тот, вчерашний, с номером на «19».
И думаешь обессиленно: а
мог ведь всё остановить – порвать на перроне билет, остаться в далеком городе.
Не стал. И теперь бесполезно ждать из того города вестей – не только номера
сменились, но даже и кабеля со столбов сняты.
Нужно идти вперед, искать
новые адреса и телефоны, где тебя согреют. Точнее, оно само придет, принесенное
всё тем же потоком.
Хочешь не хочешь: засыпаешь с одной – просыпаешься с другой.
И ничего тут не поделать.
Обратно в алфавитное оглавление