Самые наивные люди на свете
– теоретики театра. Они считают, что действие на сцене, в романах или фильмах
развивается по принципу «наибольшей сложности». Иными словами, все действующие
лица из кожи вон лезут, чтобы их собственная и окружающих жизнь была как можно
труднее. Они создают себе проблемы на пустом месте, выбирают самые трудные пути
и с улыбкой маршируют к пропасти. Без крови нельзя: Буратино должен умереть.
Отелло готов поверить чему
угодно, лишь бы был повод удушить жену; сделавши же это, он вдруг оглядывается
и закалывает себя, весь ужасе и слезах от содеянного: случилось страшное, супруги
кровь пролил.
Классический же пример законов жанра – «Красная
Шапочка», где активно чудят все герои: немощная бабушка живет одна в лесу,
добрая мама отправляет дочку одну через лес, да еще с пирожками. Не
удивительно, что послатая девочка не бежит опрометью через зеленку, а
заигрывает с волками – «это» у них в роду явно передается по женской линии.
Волк же задался целью питаться по жизни исключительно пряниками и женским
мясом. В общем, сделано всё, чтобы съедены были и девочка, и бабушка. Они
старательно устранили все шансы для себя. И только расконвойники-лесорубы
в итоге могут их спасти.
Трудно сказать, настолько
ли наивны теоретики искусства или они просто лгут. Они уверяют всех вокруг, что
законы искусства радикально отличаются от законов жизни, в которой [якобы]
никто с волками не танцует. Проблем и без того хватает, чтобы создавать себе
дополнительные. Якобы!
Но вот что настораживает:
глубочайший, эпический драматизм свойственен даже сферам человеческой
деятельности, по идее вроде бы вовсе не драматичным.
Непосвященные, к примеру,
убеждены, что производство глянцевого журнала – нечто столь же милое и
прекрасное, как и сам журнал. Мило щебечут в своих колонках редактора («Недавно
я задумалась…»), стильно выбриты и кокетливо улыбаются с фото ведущие рубрик,
источают поволоку глаза моделей, угадываются хорошо пахнущие и одетые в дорогих
бутиках фотографы и дизайнеры.
Нет, это не обман. Это сцена.
И живут здесь по законам сцены. Все брызжут радостью, атмосфера в редакции
безоблачная и восторженная; но это радость Красной Шапочки, и безоблачность
такая, какая бывает в кино перед взрывом. Настоящий знак беды – словечки
«гениальный» и «элитный».
Например, «для нас элитных
моделей снимает гениальный фотограф». Чем отличается элитная модель от обычной
девчонки? У неё все бедра в синяках, а на плечах «следы волочения». А чем
отличается гениальный фотограф от обычного мужчины? Он всего этого не замечает,
ставя элитную модель в кадр.
А тем временем гениальные
мальчики-криэйторы творят суперскую рекламу, у которой одна проблема – за неё
отказываются платить заказчики. Та реклама, которую они приносят сами, тоже
занятна: великая идея принадлежит директору, текст написан секретаршей, фотки
фоткал сынка главбуха.
Совместными усилиями всех
этих людей в мирное время удается создать ситуацию из серии «Случилось
страшное». И лишь когда мир на краю пропасти, к делу зовут тех, кто может его
сделать: лесорубов, «Дельту» с «Альфой» и другие команды изоляции. Гениальные
мальчики не просто имеют полное право размышлять месяцами и закатывать глаза от
творческих кризисов – это вообще их долг. У немытых-небритых лесорубов долг
другой - сделать всё к обеду: замазать синяки, переписать тексты и вообще всё
придумать заново.
Закончив, они должны
исчезнуть бесследно. На сцене всегда главными героями являются Отеллы и Красные
Шапочки; лесорубы же нужны лишь затем, чтобы сцена не развалилась, и
упоительный спектакль не прекратился. Люди делятся на две категории: на одних
держится мир, других обожают.
Глупо спрашивать, зачем
всякое дело вначале поручать людям элитным и гениальным, а людей нормальных
звать, лишь когда болезнь запущена до последней степени. Если бы мы делали
по-другому, на Марсе уже росли бы яблони, все дела была бы переделаны, и жизнь
была бы убийственно скучна. Историю, жизнь, любовь насыщенными и захватывающими
делают именно нелепицы и балансирование на грани. В глубине души мы все это
понимаем, даже когда не понимаем этого.
Героизм и драматизм повседневной жизни рождается не из человеческих слабостей, а как на сцене – из хладнокровного замысла.
Обратно в алфавитное оглавление