Вот так вот с утра начинаем
глобально: поворотным моментом в истории человечества стало изменение адресата
людских молитв. До этого момента люди молили о помощи силы добра, а после –
силам зла.
Естественно, где добро, а где зло – вопрос относительный и более чем запутанный. Но тут важно, не где что на самом деле, а что как мы называем. С этой точки зрения, добро – это то, что мы называем добром. По настоящему важно, на что человек уповает.
Мы все оказались на огромных качелях, то взлетающих к сияющим надеждам и иллюзиям, то обрушиваясь в бездны отчаяния. Изначально мы убедили себя в том, что мир управляется силами добра, и лишь на закраинах мира, в глухих болотах засели черные силы. Об этом до сих пор пишут в детских книжках. Но если так, почему нам так плохо. Почему на наш зов никто не приходит? Они там наверху что, уснули? Зажирели? Разочаровались в нас и не желают нам помогать?
Самое ужасное предположение из этого ряда – что всё на самом деле идет по великому плану добра. Если кому-то что-то не нравится, это его личные проблемы. Это значит, что он ждет от жизни больше, чем ему отведено. Всем нужно большего – бОльшая зарплата, здоровые зубы, идеальный спутник жизни, - и тут отступают любые аргументы. Бесполезно говорить: "Нет, любезный, тебя любят, тебе помогают, но ты хочешь слишком многого".
Отчаявшись получить помощь сверху, мы обращаем взор на те самые закраины и болота. Вполне вероятно, что добро не так уж и всесильно, как мы думали до сих пор, и мрачные закраины на самом деле – центр мира. Значит, наше решение тем более верно – дружить надо с сильными.
Вот это и есть самое принципиальное: человек не изменил своего понимания зла, он представляет его себе, как представлял прежде, ужасным и отвратительным – но взывает именно к ужасному и отвратительному, отправляясь на поиски в самые мрачные углы. «Внушающий непреодолимый ужас цвет скал и невыносимый запах ископаемых газов неумолимо подталкивал к мысли, что самые отвратительные исчадия мира давно облюбовали этот уголок Тавдинского района…» - «Ой, а как туда проехать?» С теми, которые с нимбами, каши не сваришь: добродетель бесплотна и бесплодна.
Эпитеты поменялись знаками: «Сволочь беспринципная» нынче лучшая рекомендация при приеме на работу, и выросло уже целое поколение плохишей и плохишек, убежденных, что в этой жизни обожают, продвигают по службе только злейших из злейших. Барышни окончательно предпочитают хулиганов, а наибольшим женским вниманием пользуются те, кому повезло на репутацию богатых развратников (с мужчинами, правда, аналогичная вещь). Вспоминается юмористический рассказ начала века, где главный герой по просьбе знакомых отвратил их дочь от некоего юноши: для этого довольно оказалось рассказать ей, сколь благонравен и бережлив её избранник.
Жаловаться, обвинять, распространять компроматы, – значит только сделать человеку рекламу. Он попирал закон! Доказывает свою правоту обрезком трубы! Приковывал людей к батарее и оставлял без пищи! «Уау!» - восторженно отвечает общественность. Да нет, вы не поняли, не просто приковывал, а приматывал ржавой проволокой, разрезающей руки до белой кости! «Супер!!! Такой нам и нужен!» Чем горчее лекарство, тем лучше помогает!
Самое же забавное, что мы посредством одного зла надеемся победить другое: разводим гадюк, чтобы они пожрали скорпионов. Что мы будем делать потом, когда гадюки расплодятся, мы не думаем, с нас хватит сегодняшнего страха.
Да, мы выбираем то зло, которое нам кажется меньшим. Но возможно ли разделять его по сортам и судить, какой из них «лучше». Черный цвет не знает оттенков: мы выбираем зло. Мы позволяем ему ходить по улицам, выступать по телевизору, вверяем ему власть над собой, испуганно и наивно уверовав, что обрезками труб и ржавой проволокой можно сделать что-то хорошее. Когда мы проснемся завтра, вполне вероятно, обнаружим у батареи себя. И будет уже поздно.
Конечно, можно скептично заметить, что абсолютных, наивысших сил добра и зла не существует. Мы одни в этом мире, всё существует только в наших глазах. Высшее добро существует, пока кто-то стремится совершить чудо.
Так и с бесами:
они существуют, пока кто-то считает, что именно на них нужно уповать.
Обратно в алфавитное оглавление