Читать путеводители –
абсолютно разлагающее занятие. Вы знаете некую страну в объеме средней школы,
то есть два-три города, которые вы бы хотели посмотреть. И тут вы начинаете
читать путеводитель. Он пестрит названиями незнакомых городков, в которые вы
обязательно должны заехать и посмотреть. Глаза ваши разбегаются, поездка
рискует затянуться на месяц, и под неё нужно брать кредит в банке.
Опытный путешественник,
однако, жесток к незнакомым людям, радушно ждущим его, и отсеивает такие
населенные пункты почти автоматически. Он умеет читать между строк.
«Примечательная колоннада XIII века» - это
пара замшелых камней. «Очаровательный вид на долину реки» - приятно покурить,
если ехал мимо. «Один из лучших рыбных ресторанов этой провинции» - по мнению
его хозяина, которое вряд ли кто поддержит. И самый жестокий приговор любому
городку: «… примечателен тем, что именно здесь в 1457 году был зарезан во сне
король Сигизмунд VI».
Будьте уверены, там всё
овеяно памятью одного единственного злодейства – в этом доме Он последний раз
почивал, на этом склоне это случилось, в эту реку выбросили нож, по этой дороге
волокли тело. Гостиница в городке называется «Королевский покой», ресторан «У
кровавого камня».
Не от хорошей жизни это
мрачноватое смакование давно истлевших костей – просто городку абсолютно нечем
больше гордиться: нет ни хорошего рыбного ресторана, ни древней колоннады.
Бурной фантазии аборигенов представляются толпы туристов, привлеченных, как
мухи на мед, запахом средневековой крови. Да что деньги, о душе подумать надо –
а душа эта всегда просит осознания собственной уникальности, наличия поводов
для местечковой городской гордости.
Поводы же эти, как
показывает практика, действительно могут быть любыми. И в этом смысле городское
сознание почему-то резко отличается от личного или национального. Трудно себе
представить, чтобы человек из приличного общества внутренне и тем более
публично гордился, что он кого-то убил, - даже при полном отсутствии других
примечательных пунктов в биографии. Столь же трудно представить народ,
представители которого с восторгом бы рассказывали, как их предки устроили
полтора века назад резню. Если таковые прискорбные факты и случались, о них
умалчивают со стыдом или хотя бы просто умалчивают. Гордятся другим –
свершениями, благородством, песнями и пирогами.
Почему городское сознание
столь отличается от национального – загадка загадок. Преступления или поражения
в истории страны уязвляют, как будто мы виноваты в них лично; мы чувствуем
ответственность за предков. К событиям же, происшедшим на наших улицах
когда-то, мы как будто не имеем даже генеалогического отношения. Для нас они –
вечно повторяемое шоу, и более ничего, причем шоу, удачно привлекающее к нам
постороннее внимание, за неимением более веских и позитивных оснований.
На слове «за неимением» я
облегченно вздохну. Город наш, безусловно, страдает несоразмерностью своего
нынешнего статуса-размаха и скудостью истории (особенно старинной). Мы, увы, не
Владимир, не Новгород и не Симбирск. Даже границу континентов какая-то
злонамеренная сволочь провела чуть к западу от нас! И вот, в минуту душевного
упадка, мы начинаем своими руками строить исторический фундамент города на
крови, и уже говорим о
некогда свершенном у нас злодеянии с привкусом некоей гордости, испытывая к
злодеям даже некую благодарность – если б не они, чем был бы примечателен наш
город?
К счастью, жители других
краев знают нас лучше, чем мы сами – великое изнутри не увидишь. Ни разу не
было случая, чтобы мне, назвав свой город, привелось услышать роковое: «А, это
где царя убили?». Мой город, по мнению посторонних – это шагающие экскаваторы,
современные танцы, «зачем
делать сложным то, что проще простого», «люби его таким, какой он есть», «зачем
топтать мою любовь». В таком контексте выпячивание былого злодеяния –
вплоть до того что акция подрывной пропаганды.
Комплекс исторической неполноценности должен бы подстегивать нас закрыть пустые или мрачные страницы городской истории страницами, написанными нами. Это же, если разобраться, уникальное счастье - создавать поводы для городской гордости своими руками, иметь шанс попасть в городские хроники.
И говорить с полным основанием: «Екатеринбург – это
город, где живу я».
Обратно в алфавитное оглавление