Давно стало привычной
банальностью говорить «Я с теми, кто строит будущее». Очень удобно и приятно;
получается, ты с друзьями типа локомотива, толкающего поезд человечества к
непременно светлому и обязательно лучшему будущему. А враги твои заняты тем,
что пытаются поезд остановить, срывая стоп-краны, но ничего у них не выйдет,
поскольку тормоза не работают. И ты их походя клеймишь: «Средневековье
какое-то». Если же допустить, что поезд истории идёт сам по себе, и без нашего
участия, всё становится еще приятней: тебе и таким, как ты в будущем место
есть, а не таким, как ты, - нету; и ничего делать не надо, раз тебя везет в
нужном направлении.
В итоге разногласия между
сторонниками разных идей по большей части сводятся к тому, за кем будущее -
словно на кушетке у кабинета терапевта спорят, кому сейчас заходить. Кто-то
утверждает, что будущее за пирамидами Хеопса: проверенное веками простоит еще
столько же. Нет, возражают другие, раз долго стоят, значит скоро рухнут, а
будущее - за тем, что появилось недавно.
Никакого смысла спорить
нет, во всяком случае, так жарко. Какая тебе, в сущности, разница, что там
будет в будущем, если тебя-то уж в любом случае там не будет! Все эти споры о
будущем – проявление страха смерти и мечты о бессмертии, которая воплощается
хотя бы таким иллюзорным образом: так обсуждением приемов дойки крупного
рогатого скота люди заставляют себя забыть, что у них нет коровы.
Но это единственное, что
можно уверенно сказать: будущее – не ты. Каждый поворот, каждая смена курса
заставляют тебя почувствовать, как ты устал и отстал. Тебя не заводит музыка,
несущаяся из динамиков на всех углах, ты не понимаешь, как можно ходить в таких
широких и длинных брюках, твои любимые книги изданы самое малое пять лет назад,
после чего, пожимаешь ты плечами недоуменно, «как обрезало – перестали выходить
интересные книжки». Поздравляем, вы устарели, поскольку думаете, что интересные
книжки должны выходить. Еще немного, и, чего доброго, начнете доказывать
превосходство вечных ценностей – верный признак, что пора заказывать
реанимацию.
Но что делать, если
действительно кажется, что спорить о том, куда идет история, бессмысленно! По
очень простой причине: история никуда не идет. Мы лишь думаем, что мы идем по
бескрайнему полю, но так и топчемся на месте, посередине – в Средневековье.
Небывалый расцвет халифатов
Персидского залива. Арабские напевы проникают в Европу, становясь образцом для
подражания. Навстречу идут крестовые походы: утвердить в песках истинные
ценности, а заодно разжиться золотом. Людей косит неизвестная смертельная
болезнь. Жадные бароны облагают города непосильной данью, покушаются на их
привилегии и требуют платить за землю. По улицам бродят полусумашедшие
проповедники и кричат, что
пить кофе страшный грех, и потому все кофейни надо разгромить.
Теперь закроем учебник
истории, оглянемся вокруг и спросим себя – а что изменилось? Шесть веков
невероятной суеты и кипения подразумевают какие-то радикальные изменения. Но их
нет. А без этого получается, что суета это и есть суета, обновление декораций в
одном и том же спектакле. Так что можно уже прекратить спорить, за кем будущее,
и пытаться выжить со света неприятеля (хотя это в борьбе за будущее решение
единственно радикальное).
Самое главное, если
вдуматься, умение оставлять друг друга в покое – это ведь единственное
происшедшее с нами значимое изменение, и его можно считать точкой отсчета,
удостоверяющей наличие и направление движения истории.
Мы расстались с
подростковой наивностью королевы
Изабеллы и князя Владимира и понимаем, что огнем и мечом окрестить никого
не возможно. Возможно, дело не в наивности: просто тогда такие номера
проходили, а сейчас нет. Тогда девушку похищали, и она жила с тобой долго и
счастливо. А сейчас она идет мимо тебя, а ты бессилен.
Утешай себя тем, что за тобой будущее, а крестоносцы и проповедники-погромщики – медленно, но отступающее средневековье.
Обратно в алфавитное оглавление