О подробностях
С каждым следующим годом жизнь всё больше напоминает тоннель или дорогу с односторонним движением. Вернее, то и другое сразу - ни свернуть, ни вернуться.
Всё из-за подробностей. В них страшная сила. Они говорят больше, чем целое, им гораздо больше веришь, с ними безумно трудно спорить. В то, что ты летишь завтра, начинаешь верить, только держа в руках билеты и зная, что твое место - "23Г".
Точно так же знание того, что в твоей квартире обои в синий цветочек, попросту парализует. Всё остальное - в принципе, ерунда, но цветочки имеют решающее слово. Это значит, что у тебя уже не может быть ни другой квартиры, ни другой работы, и вся жизнь - не может меняться. А ветер времени продолжает набивать в твои волосы мелкий песок подробностей, каждая из которых прибивает тебя к скалам жизни еще одним гвоздем. До работы удобнее добираться трамваем маршрута 17, один из них приходит на остановку в 08.17; мы начинаем ровно в девять, с часу до часу тридцати перерыв, и еще в четыре в кабинете пьем чай; она любит нарциссы с оранжевой серединой и не любит - те, которые с желтыми лепестками, нельзя перепутать, в прошлый раз ты перепутал, что вылилось в двухнедельное "красное состояние".
Да чего там, жизнь - это подробности. Мы не меняем убеждения, как носовые платки. Платки мы меняем реже. Жизнь взрослого солидного человека отличается от жизни юноши количеством подробностей, первый несёт эти подробности бережно, как с трудом сложенную головоломку, второй стремится всем сердцем к обретению подробностей. И оба почему-то думают, что в подробностях перст судьбы - заблуждение, идущее из эпохи амулетов и гадания на липовой коре.
В окружении цветочков и нарциссов мы чувствуем себя как под арестом, иногда отчаянно идя на прорыв пьянкой или болезнью, поскольку жизнь подобна любому произведению искусству или продукту большого труда - чем дальше выясняются контуры и детали, тем очевиднее становятся недостатки. Любая жизнь - скопище неудач; просто оттого что она "такая", а не другая и тем более не "всякая сразу". Чертовски горестно, что у тебя не будет других обоев, другого трамвая (или отсутствия трамваев вообще) и знакомой с пристрастием к тюльпанам.
А почему бы и нет? Почему необходимо выбирать - причем раз и навсегда - из множества возможностей и вероятностей одну-единственную? Толстой, когда почувствовал, что количество подробностей в его жизни становится несовместимым с жизнью, просто встал и ушел. В никуда. Он не имел цели, потому что ему не нужны были подробности. С обывательской точки зрения, поездка имела трагические последствия, но зато он умер в чужом доме, окруженный чужими подробностями, а значит, свободный, вдобавок
подарив незаметному железнодорожнику новые обстоятельства и новую жизнь.В конце концов, власть подробностей и привычек в нашей жизни тоже есть привычка. Американцы вон меняют за жизнь с десяток квартир, на пенсию уезжают жить вообще на другой край страны и в сорок лет могут коренным образом поменять профессию... а для нас отъезд знакомого на северные заработки - событие, сравнимое с отплытием Колумба.
Сказываются, наверно, века кастового разделения и крепостничества, когда жизнь не просто определялась раз и навсегда - она была ясна с рождения; кто ты, с кем и где живешь.
Вполне вероятно, что такой подход к жизни имеет свои несомненные преимущества. Не случайно, всей душой стремясь к переменам, мы смертельно боимся новизны. Тысячи замечательных возможностей окружают нас, порой, чтобы воспользоваться ими, не нужно прикладывать никаких усилий - но мы лишь смотрим на них с испугом и подозрением. Мало кому действительно нужны новые знакомства и проекты.
Как обычно, спасают компромиссы. Лично для меня пора удивительных открытий уже прошла - я вряд ли пойму прогрессивную музыку и открою книгу с незнакомым именем на обложке. Но в жизни моей нет ничего слаще НОВОГО романа ЗНАКОМОГО писателя. И нет ничего горше, чем узнать, что
ЗНАКОМАЯ группа "Н." уже никогда не сделает ничего НОВОГО. Именно такие моменты дают почувствовать приближение смерти.Ведь что такое жизнь? Возможность нового вдоха.
Следующая по теме "Живешь только дважды"