От Пиренеев до Альп

 

Тулуза – Каркассон – Авиньон – Марсель – Лазурный берег

 

 

Что самое страшное для путешественника? Это когда времени еще вагон, а вы спрашиваете друг друга «Ну, что, куда еще пойдем?» - «Да, в общем, мы всё уже посмотрели...». Чтобы избежать этого, я и спланировал очередные майские каникулы предельно плотными. На сей раз они должны были пройти во Франции, а основным средством передвижения стал автомобиль. Потому что иначе пришлось бы слишком часто таскаться с вещами.

 

Подготовка и снаряжение

Бронь автомобиля производилась в екатеринбуржском отделении Hertz. Это несколько удобней, чем разбираться в хитросплетениях сайта, однако от неожиданностей не страхует. Обнаружив, что в классе B бензиновые автомобили отсутствуют вовсе, я забронировал автомобиль класса C, надеясь на «Рено Меган» или «Пежо 307». Однако в аэропорту Тулузы усталая тетя бросила мне ключи от опять же дизельного «Опеля Вектры». На все протесты – мол, дизель, да и машина большая слишком, - она трафаретно отвечала «Ничего другого предложить не можем, возможно, через два часа что-нибудь появится».

Забегая вперед, могу сказать, что дизель, конечно, имеет свои преимущества – экономичность, то да сё… Но вот трогаться в горку (на выезде с паркинга, к примеру) с ним сущее наказание. Да и габариты дают себя знать, когда крутишься или паркуешься на узеньких улочках.

Для справки – недельная аренда в начале мая машины обошлась нам в 246 евро, плюс на 1 300 километров пути было залито 80 литров солярки (примерно 1,19-1,2 евро за литр). Отдельной строкой сметы становятся парковки – в некоторых отелях за это берут 10 евро, ночь стоянки на публичном подземном паркинге – 13 евро, цены наземных парковок сильно разнятся.

Существенная часть подготовки – навигация. Хотя от одного города до другого можно двигаться по указателям и карте, не худо обзавестись спутниковым навигатором с подробной картой Европы. В нашем случае это был Garmin V с картами CitySelect. Приемник уже изрядно устаревший, но благодаря компактности его можно использовать как в авто, так и при пеших прогулках.

И всё было хорошо, за исключением двух вещей. Первое – дорожная сеть в Европе развивается достаточно быстро, и периодически вы сталкиваетесь с тем, что «карта врет» - либо есть та дорога, о которой навигатор не знает, либо скромная грунтовка превратилась в автостраду, либо (это хуже) при реконструкции заделали съезд с шоссе на какую-то второстепенку. Езе больше сюрпризов в городах, где улицы часто делают пешеходными или односторонними.

Второй минус – скорость работы навигатора оставляет желать лучшего, и на сложных развязках он иногда отрисовывает положение машины с опозданием, так что можно повернуть не туда.

Так что и на GPS всецело полагаться нельзя. Хорошую карту автодорог надо иметь под рукой, а названия городков, через которые вам предстоит проехать – держать в голове (ну, или выписать на бумажку и иметь перед глазами J)

Несколько слов о французских дорогах. Автострада (на карте обозначается буквой А) – автотрасса с тремя-четырьмя полосами движения и редкими сьездами. В общем платная, но отдельные довольно длинные участки, особенно в окрестностях городов, бесплатны. На дорожных указателях автотрассы помечаются сине-фиолетовым цветом, о необходимости платить предупреждает слово маленькими буквами «peage»). Идеальный способ, чтобы добраться от одного большого города до другого, но на выездах и въездах из больших городов всё равно километровые дежурные пробки.

Но с автострады вы страны не увидите. Так что лучше свернуть с неё на дороги поскромнее… Дорога второй категории обозначается на карте буквой N – одно-двухполосная трасса, поэтому часто обогнать плетущийся впереди грузовик не получается. Часто круговые развязки, на которых приходится сбавлять скорость, а еще такая дорога часто проходит через городки, где скорость приходится сбавлять до 70, а то и 50 км/час. Ориентироваться достаточно просто, надо только на дальнем маршруте держать в голове или под рукой название не только конечного пункта, но и средних городов, через которые вы едете, потому что на указателях пишут  названия только ближайших одного-двух городков. А когда вы проезжаете транзитом через город, надо ориентироваться по стрелкам «TOUTE DIRECTION»

Еще более скромная дорога – категории D, на ней иногда вообще одна полоса, так что встречным автомобилям приходится пропускать друг друга.

Всё, относящееся к дорогам N или D, обозначается на дорожных указателях бирюзовым цветом.

После такого пространного вступления уже можно наконец трогаться в путь.

 

Тулуза

Пробок по случаю выходного было немного, до отеля доехали быстро… но у самой цели начались приключения: машина попала в лабиринт улиц с односторонним движением. По навигатору отель вот он рядом, но подъехать к нему никак не получается. Наконец раза с пятого, заложив большой круг, попадаем на нужный кусок улицы, тоже односторонней, замечаем вывеску и рядом – въезд в гараж отеля. Уф-ф-ф…

Нам не повезло попасть в Тулузу в воскресенье. Город не очень туристический, а скорее промышленный, так что в выходной общепит был на полном приколе, за целый день поесть удалось только шаурму у арабов.

Что смотреть в этом городе? Довольно красивая ратуша на главной площади. Несколько больших и неуклюжих церквей. Месторождений камня здесь никогда не было, а потому строить из светлого кирпича научились уже в Средневековье. Так что древние церкви выглядят как новостройки, что сбивает с толку. В одной из церквей, если кому интересно, хранятся мощи св. Фомы Аквинского.

 

 

 

 

 

 

Куда более «живая» часть времяпрепровождения – водная прогулка. Тулуза – это и река Гаронна, и целая система каналов, сооруженных при кардинале Ришелье. По длиннющему каналу Midi суда шли от Средиземного моря до Тулузы, где переходили в Гаронну и спускались по ней до Бордо и дальше в Атлантику. И никакого Гибралтара, никакой Испании огибать не нужно.

Сейчас, естественно, эти каналы – лишь исторический памятник, по которому ходят только частные катерки. Под неторопливый стук мотора вы перемещаетесь по узкому каналу, берега которого поросли травой и вековыми деревьями… А иногда откуда-то выплывают утки… Красота…

А еще, как утверждают, будучи в Тулузе, можно сходить с экскурсией на местный авиазавод, где делают пассажирские самолеты Airbus. Нам, однако, не повезло, мы прилетели в воскресенье, а на следующий день было 1 мая, которое во Франции тоже праздник.

 

 

 

 

Андорра – Пиренеи

Из Тулузы мы устремились к небольшому городку Фуа близ границы с Испанией. Достаточно живописное место в предгорьях Пиренеев, над старинным городком нависает хорошо сохранившийся замок. 

    

Далее дорога петляя ведет вас в Андорру. Елочки-коровы – весь горный антураж к вашему удовольствию.

Незаметно поднимаемся на высоту около двух километров, и наконец въезжаем в загадочную горную страну.

Скажем сразу – кроме отелей и подъемников, там нет ничего. Хотя сезон уже позади, туристов всё равно достаточно много.

Недалеко от испанской границы, начинается череда коммерческих центров. Заезжаем в один купить водички, и… соблазнившись безумной дешевизной, скупаем гору спиртного. Дело не только в ценах – огромный выбор  спиртного из Испании и Латинской Америки.

Серпантин по гористой Испании пролетает незаметно, возвращаемся во Францию и въезжаем в Перпиньян. Приходится уже поторапливаться, так что в сам город не заезжаем…

А дальше водитель принимает сомнительное решение: он решает не ехать на север до Нарбонна, а потом на юго-запад на Каркассон, а радикально «срезать». И попадает в объятия тех самых дорог класса D, о которых речь шла выше. Тишина, красота, пустота, дорога петляет меж меловых холмов, на горизонте крутят винтами ветряки…

Но достаточно быстро смеркается, а дороге всё не видно конца. И только уже в полной темноте городки начинают попадаться всё чаще, затем машина выскакивает на «энку»… и когда въезжает в Каркассон, в головах у путешественников играют фанфары.

 

 

 

Каркассон

После тренировки в Тулузе до отеля доехали достаточно быстро, однако в помпезном здании в стиле «арте-нуово» ворот гаража нет, и приткнуться вроде как негде. Крохотное место, помеченное как-то сложно, то ли платная парковка, то ли вообще вставать запрещено. Быть законопослушным уже как-то неохота, начинаем вбивать «Опель» в имеющееся место, несколько раз путая первую передачу и реверс. Стоящая сзади Альфа-Ромео с водителем, говорящим по мобилке, не пострадала по чистой случайности. Её хранили боги.

На рецепции спрашиваем, где тут можно встать на ночь. Оказывается, парковка отеля – за 600 метров, у ж. д. вокзала. Огромная площадка, на которой какие фирмы только на ночь не оставляют свой транспорт. Страдания водителя, однако, вознаграждены обратной прогулкой до отеля мимо всё того же «Канал дю Миди», где под вековыми платанами устроились на ночь разношерстные «бато».

Отель же Soleil de Terminus помпезен и изнутри, огромные, но скупо оборудованные номера с потолками четырехметровой высоты.

Наутро едем осматривать замок Каркассона, увековеченный во множестве фильмов. Замок в силу его стратегического положения, строили и достраивали в разные эпохи, а в XIX веке руины были восстановлены. Поэтому дотошные спецы морщась указывают на некоторые неточности – например, башни не были на самом деле островерхими и тем более не были покрыты сланцами.

Но в остальном это действительно впечатляющая фортеция – во всей Европе больше неё только, пожалуй, Московский кремль. Но здесь и сохранившийся крепостной ров, и двойная стена, и башни, и бастионы… Короче, настоящая энциклопедия старинного военного искусства под открытым небом!

Впервые во Франции нормально отобедав (!), двигаемся дальше.

 

На Авиньон

Вокруг умиротворяющий пейзаж Южной Франции, с живописными весенними маками по обочинам. Кое-где старинную дорогу с обоих сторон обрамляют платаны, смыкаясь над ней кронами. Так и представляешь, как веке в XVIII ехали по ней кареты и всадники, отдыхали, прислонившись к стволу и разложив на траве нехитрую снедь, пешие ходоки…

И снова, увы, нет времени заехать в небольшие городки, лишь указатели мелькают за лобовым стеклом – Нарбонн, Безье… После Безье уходим правее, к морю. Многокилометровый пляж, еще довольно прохладно (около 18), но достаточно много загорающих и даже купающихся. В кадр они не попали. Делись куда-то.

 Короткая остановка, едем дальше в Сет. Вместо живописной рыбацкой деревушки находим достаточно современный город, где у причала стоят провонявшие рыбой сейнеры. Рыбных ресторанов вдоль гавани, однако, в избытке.

Гоним дальше – Монпелье, Ним… Увы, вот на таких средних городках скорость движения по второстепенным трассам падает сильно. Поэтому до Авиньона доезжаем в районе 19.00. Чудный отель Court Inn «виллаподобного» типа, с парковкой никаких проблем… тишина, цветочки, во дворе встречает безмерно ласковый пес.

Но расположен отель более чем в километре от исторического центра. Пешком вдоль автострады бредем в центр, находим симпатичное кафе, ужинаем. На средневековый город опускается темнота. В этой темноте чудом находим папский дворец…

Выходим на обжитую главную улицу старого города, по ней до вокзала, и далее уже знакомым путем назад в отель. Справа через дорогу шуршит Рона, слева – какая-то канализационная канава. Авиньон – городок малюсенький, приезжающие на экскурсии туристы наверняка не подозревают, что почти сразу за рядом современных зданий, стоящих по другую сторону от крепостной стены со стороны вокзала, начинается весьма неряшливая промзона – склады, терминалы…

На следующий день изучаем достопримечательности уже более предметно. Если не спешить, в Авиньоне можно провести, гуляя по музеям, один-два дня. Мы же поспешаем, а потому уделяем внимание только главной достопримечательности – величественному папскому дворцу. Никакой ошибки тут нет, был такой короткий период в истории, когда штаб-квартира католической церкви покинула Рим из-за царивших там беспорядков и нашла приют в Авиньоне, который, кстати, принадлежал католической церкви еще долго после того, как святой престол вернулся в Рим.

Вполне достойный вид имеет и главная улица – мы прошли по ней вчера затемно, сейчас гуляем, ахая по поводу образчиков буржуазной архитектуры.

Так что посмотреть есть на что. Проведя во дворце несколько увлекательных часов, мы отправляемся вначале в авиньонский «Ашан», расположенный на выезде в сторону Марселя, а потом отправляемся в сторону Арля.

 

 

Арль и Камарг

Пусть не обидятся жители славного города Арля, но на взгляд туриста он – типичный небольшой южно-французский городок. Сердце Прованса – тут; известный с легкой руки Альфонса Доде Тараскон – всего в десятке километров. Много провансальских ресторанчиков, кругом местные сувениры… С достопримечательностями туго – огромная римская арена (кстати, действующая), небольшая, но красивая церковь. Заехать на несколько часов – и ехать дальше, любуясь пейзажами.

                             

Что мы и сделали. От Арля мы устремились на юг, где находится редкий по своей самобытности уголок дикой природы – Камарг. Это широкая дельта Роны, где-то пресное мелководье, где-то ровное как стол болото… И так на километры. Есть, разумеется, и протянувшиеся на километры пляжи. В летний период здесь собираются любители орнитологии, поскольку Камарг – это родной дом для огромного количества водоплавающих, от обычных уток до настоящих розовых фламинго.

Существует очень экзотичный способ осмотра Камарга – верхом на специальной породе лошадей, для которых хождение по воде привычно. Эти лошадки сами по себе примечательны и живописны – они поголовно белые. Так что хотите ощутить себя принцем на белом коне – вам сюда, хотя на арабских скакунов эти лошадки явно не похожи, уж больно коренасты и крепко сбиты.

И опять уже много времени, и мы не успеваем. На сей раз – в Экс-ан-Прованс. Говорят, красив город буржуазной красотой. А на главном бульваре бьет фонтан с горячей водой. Интересно. Мы гоним в Марсель.

Марсель

Мне уже ничего с собой не поделать – главный город южной Франции, город портовой,  средиземноморской романтики останется в моей памяти безумной толкучкой и дорожными проблемами. Многокилометровая пробка началась сразу же, как только автострада вошла в город. Медленно, толчками мы продвигались в сторону Старого Порта, где нами был забронирован отель. В квартале от гавани! На главной улице! Прелесть!

Как обычно попетляв из-за бесчисленных «кирпичей», попадаем на эту улицу и видим отель. Ужас нечеловеческий! Весь этот центральный проспект Канабьер наполовину перекрыт из-за ремонтных работ – трамвай прокладывают. Тротуар отгорожен от проезжей части бетонными блоками – то есть возле отеля невозможно остановиться даже на три секунды. Дорожный поток сдвигается еле-еле, свернуть некуда. Ныряем в первый же поворот, кружим по узким улочкам – ни пятачка свободного, чтобы припарковаться, выруливаем опять на Канабьер, опять тот же ад, уходим в другую сторону, наконец паркуемся. С чемоданами идем сквозь толпу прохожих в отель. К которому, как показывает неторопливый осмотр, вообще ни с какой стороны не подъехать. Гаража у него нет, нам объясняют дорогу к подземному паркингу в расположенном неподалеку «Галери Лафайет». Встаем туда, кое-как приходим в себя, идем посмотреть хотя бы порт (и поужинать).

Огромный (второй по численности город Франции после Парижа) Марсель – это не вполне Франция. Это один из старейших в европейской части Средиземноморья порт, через который веками шел нескончаемый поток товаров и людей, откуда уплывали в свои экспедиции крестоносцы и Наполеон. А потому – город космополитичный и сумасбродный. Бродить по ресторанчикам и кабачкам можно до бесконечности.

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, из Старого порта жизнь давно ушла в новый порт, расположенный западнее. А здесь, в гавани, охраняемой двумя грозными крепостями, сегодня остались лишь яхты, экскурсионные пароходы и работающий с утра живописный рыбный рынок. Отведать рыбы можно прямо тут же, в череде рыбных ресторанов. Рестораны недешевые, но оно того стоит, если вы хотите Настоящей Рыбы. Венец всему – знаменитая похлебка буайбес, некогда бывшая уделом бедняков. Сегодня это аристократическое блюдо, точнее, серия блюд. Вначала вам приносят просто суп из протертой до кашицы рыбы. Вы его сьедаете, недоумевая, за что, собственно, с вас взяли 32 евро. И вот когда вы уже вполне наелись и супом, вам в ту же тарелку торжественно выкладывают огромный кусок рыбы и мидии впридачу.

Из той же гавани можно уплыть на несколько часов на катере смотреть причудливые бухточки в известняковых сказал – каланки. Или посмотреть на замок Иф, увековеченный Дюма. Правда, есть серьезное опасение, что вблизи этот форт – ничего особенного. А вот в виде силуэта на горизонте он производит невероятно-романтичное впечатление. Не пропустите это зрелище, когда въезжаете в Марсель по автостраде с запада.

 

 

 

 

 

Говорят, что вечером Марсель город по-прежнему гулящий и даже бандитский, особенно к югу от старого порта. Проверять сию информацию у нас как-то ни желания, ни времени не было. Мы ограничились набережной старого порта, а с утра посмотрели местный собор (ощущается явное влияние византийских храмов), оттуда пошли к центру и попали в абсолютно трущобные, тихие кварталы в пяти шагах от туристических троп.

                             

А на Канабьер и прилегающих переулках, естественно, суета-толкотня.

Погуляв по шумным улицам Марселя, мы решили двинуть дальше. Не тут-то было: оказывается, 13 евро за парковку надо обязательно оплатить автомату мелочью – ни банкноты, ни платежные карты он не берет. Час ушел на попытки разменять нужное число монеток.

 

Сент-Ропе

Опять пробки, кое-как покидаем Марсель… И здесь я допускаю ошибку. Дальше по побережью расположен Тулон. Особо не примечателен ничем, кроме как тем, что это главная средиземноморская военно-морская база Франции. В западной части бухты на рейде стоят корабли, включая авианосцы, а еще западнее – кладбище старых военных кораблей, отправленных на слом. И я решаю попытаться это всё посмотреть.

Ехать по извилистым прибрежным дорогам вполне весело и живописно, километров за тридцать до Тулона выскакиваем на побережье, начинаются пляжи. Делаем короткую передышку. Но ехать вдоль скалистого берега всё сложнее, всё чаще дорога упирается в «кирпичи» (видимо, виллы, которые по советской привычке воспринимаешь как очередной санаторий Министерства обороны J ). Я ощущаю, что мы вязнем, и решаю забить на корабли и выехать на автостраду, проходящую через Тулон.

В итоге кораблей мы не увидели, зато попали в грандиозную пробку – автострада проходит непосредственно через Тулон. Ползем по миллиметру, а город, естественно, не видим из-за звукоизолирующих заграждений. Хотя, по уму, можно было в Марселе выскочить на автостраду, идущую на Канны – она огибает Тулон далеко к северу…

День уже клонится к концу, когда и Тулон остался позади, я несусь к Сент-Ропе. Гостиницы там у нас не забронировано. Въезжаем в ничем не примечательный город, двигаемся по направлению к центру… Я соображаю, что уже пора бы озаботиться гостиницей… Несколько отелей промелькнули справа и слева… Наконец останавливаемся, идем разговаривать – симпатичный трехэтажный отель на тихой улочке.

Номера есть. Стоимость: вид на улицу – 164 евро, на бассейн – 210. Обалдеть. Но рассекать по городку в наступающих сумерках, изучая цены, абсолютно не хочется. Селимся здесь. И не пожалели – качество сервиса здесь ощутимо выше, чем в тех отелях, где мы останавливались. Уютный номер, дают тапочки и махровый халат J можно посидеть у бассейна. Забегая вперед, скажу, что наутро подали восхитительный завтрак, который мы поглощали, нежась под утренним майским солнцем.

Но сейчас вечер, опять приводим себя в порядок, спешим в центр. До гавани (а вся жизнь сосредоточена там) действительно рукой подать. Проходим мимо запертой жандармерии (Привет тебе, Крюшо! J) выходим к порту, где в разгаре живописный закат.

Подвернулся элегантный ресторан, где все официанты милашки (это общее свойство местных жителей J) и на веранде благоухают свежие белые лилии. Опять морская кухня.

Осмотр города был продолжен на утро. Сент-Ропе – город загадочный. Ничего особенного в архитектуре нет, кроме разве что знакомой всем по фотографиям покрашенной в веселенький розовый цвет колоколенки. Но десяток домов набережной гавани – та картина, которую хочется созерцать бесконечно. Городок уютен невероятно (может быть, пока не начался «высокий сезон»).

             

Хотя тот, кто ожидает увидеть здесь неоновые вывески бесчисленных дискотек, сильно ошибается. Сент-Ропе – центр тусовки, но богатой тусовки. Дорогие отели и клубы прячутся на окраинах, в центре же поддерживается нарочитая провинциальность J

                             

И еще одно – пляжа в Сент-Ропе нет. Загорать надо ехать на велосипеде или машине (автобусы туда не ходят) на весьма знаменитый пляж Памплон. Когда жандарм из Сент-Ропе отлавливал здесь нудистов, французы понимали, о чем идет речь!

Мы привыкли, что за пляжем громоздится либо отель, либо город. Тут вокруг лесостепь. Сам пляж с идеальным песком тянется на километры, да и ширина изрядная. Единственная цивилизация – это закусочные и парковка, причем для машины сделан плетеный из соломы навес, чтоб не нагревалась…

Кататься в этом районе можно до бесконечности – тишина, природа, живописные виды, симпатичные деревушки…

Но мы устремляемся дальше на восток. За Гримо и Фрежюсом начинается вполне знакомая картина – горы подходят к самой воде, один курортный городок переходит в другой, сплошной чередой безликие отельчики и пляжи…

А затем начинается головокружительно красивый Кап-Эстерель – горный массив редкого карминно-красного цвета, обрывающийся скалами в лазурные воды. Останавливаться и щелкать фотокамерой хочется каждые десять метров J

           

           

                      

Так, незаметно серпантин дороги приводит в КАННЫ.

 

Канны

После Сент-Ропе и прогулок на природе Канны подавляют своим урбанизмом J Тем более, что шоссе проходит по относительно новой части города. Проезжаем город, доезжаем до расположенной в пригороде гостиницы, заселяемся, переводим дух (трафаретная уже фраза). Под вечер едем на ужин в город. Уже в сумерках пытаемся найти место для парковки и в итоге успокаиваемся на подземной парковке в двух шагах от яхтенной гавани. Рестораны, естественно, на каждом шагу, так что ужинаем с умеренной помпой.

Затемно идем смотреть город, выходим на Круазетт. Бетонная громада Дворца Конгрессов, дорожки с пальмами и магнолиями – очень сильно похоже на Сочи.

Знаменитая аллея звезд. Идем дальше, поглядывая на сияющие в темноте фасады отелей. Пляж тут же, там монтируют палатки-павильоны для кинофестиваля, который начнется через три недели.

Наутро продолжаем осмотр, причем забредаем в самый конец Круазетт. Выходной, пустынно, тут фасады отелей совсем уж простенькие, а если завернуть за угол (Круазетт заканчивается мысом), то там вообще уже деревня какая-то.

Идем к центру, любуясь клумбами, пальмами и роскошными яхтами у пирсов. Пусть в Каннах больше ничего нет, кроме этой набережной, но она очень уютна. Доходим до первых домов, обедаем в бистро напротив Дворца Конгрессов.

Поднимаемся на гору, где расположен монастырь, цветут розы и хороший вид на город, который портит только дымка (день пасмурный).

Впереди – конец автомобильной части путешествия.

 

Ницца

После Канн заезжаем в Антиб чисто посмотреть. Смотреть не на что – город неуютный, вокзал (остановились по возникшей надобности) просто ужасен.

Хотя Ницца самый крупный город Лазурного берега, гигантомании нет и тут (с ужасом вспоминаешь размеры Сочи). По шоссе минуем аэропорт Ниццы, расположенный на берегу (точнее, это искусственно намытая земля) и тут же начинается не просто город, а знаменитый «Променад-дес-Англез».

После Круазетт – жалкое убожество; деревьев нет, вдоль тянутся однообразные отели, единственным ярким пятном среди которых стоит знаменитый «Негреско».

Опять начинается плутание по узким улочкам в поисках дороги к отелю. Повторяется марсельская история – одна из главных улиц города, на которой и стоит отель, раскопана намертво, потому что прокладывают трамвай. Остановиться у отеля невозможно. Приходится находить подземный паркинг, оставлять там машину, пилить с вещами по узкому тротуару, забитому прохожими, к отелю, после чего уже я один возвращаюсь за машиной и еду на ж. д. вокзал в местное отделение «Херца». С трудом притыкиваюсь поблизости, нахожу нужную дверь, общаюсь с клерком. Он даже не вышел посмотреть, целая ли машина! Только объяснил, что мне надо поставить машину на парковку «Херца», расположенную на шестом этаже привокзального паркинга. Шесть этажей по винтовому пандусу – это что-то. Аж голова в итоге кружится… И шестой этаж в итоге оказывается крышей, с которой открывается неплохой вид на город.

Но сам вокзал жутко грязный, и народ на нём тусит какой-то бомжатский. Вообще весь этот район забит какими-то странными людьми, да и сама архитектура… ни за что не подумаешь, что находишься в курортном городе. Причем подобное начинается сразу же за площадью Массена, то есть «туристическим» можно назвать достаточно узкий треугольник, ограниченный идущим к берегу бульваром, самим берегом и скалой, на которую взбирается старый город.

С чем здесь хорошо – с ресторанами. Они целиком оккупировали рыночную площадь и прилегающие улицы, несколько рыбных ресторанов имеют даже русское меню.

На самой набережной ресторанов на удивление почти нет.

Сам по себе старый город достаточно мил, но ничего сверхестественного нету.

Можно подняться на высокую скалу, полюбоваться видами и посетить кладбище, где похоронены Герцен и Джузеппе Гарибальди (уроженец Ниццы). Отдыхать же в Ницце, лежа на городском пляже, как-то не хочется.

Пребывание здесь можно разнообразить, отправившись с так называемого Северного вокзала по старинной узкоколейке на прогулку по Французским Альпам. На это должен уйти примерно день.

Дня у нас не было, поэтому мы отправились в Монако.

Монако

От Ниццы до Монако – 15-20 минут езды на не очень чистой французской электричке. Вообще, если прибывать туда по жд, никакого ощущения праздничного, аристократичного города не возникает – подземная платформа вокзала, через лифт попадаешь на улицу обычного французского города… Общественного транспорта здесь толком нет, пешком отправляешься на холм, где собраны основные достопримечательности, по извилистой улице, вокруг которой грохочут стройплощадки.

Ориентироваться здесь надо очень тщательно, потому что рельеф скалистый, и если немного ошиблись направлением, рискуете оказаться не на том холме, который вам нужен, а на соседнем, и перейти с вершину на вершину будет достаточно сложно.

Итак, мы сначала спускаемся, потом поднимаемся на верхотуру – и вот она, центральная площадь маленького княжества. В принципе, ничего особенного. Хотя красиво. Обходя холм, любуешься то на одну, то на другую яхтенную гавань, город-государство вокруг, взбирающееся на крутые горы.

           

И наконец приходим к настоящему шедевру – музею Океанографии, основанному правителем Монако Альбертом I и долгое время бывшему под попечением легендарного Жака-Ива Кусто.

Музейная экспозиция, однако, впечатляет не очень, а вот размещенный в толще скалы океанариум способен поразить любого, наряду с лондонским или барселонским.

Осмотрев его и отобедав, спускаемся с холма и двигаемся по берегу гавани, забитой супер-яхтами в сторону Монте-Карло.

Идти несколько сложно, потому что везде монтируют трибуны перед гонками «Формулы-1». Они в Монако проходят непосредственно по городу, по извилистым серпантинам. Главная-то фишка не в том, что никто не врезается в дома. Качество дорожного покрытия позволяет гонять на «болидах», вот что прикольно…

Доходим до лифта, поднимаемся на площать перед «Отель де Пари» и, собственно, казино.

        

Архитектура стиля «парижский шик», бель эпок, опера Гарнье и всё такое. Игромания скучающих аристократов и одуревших от богатства буржуа когда-то вытащила Монако из нищеты (было здесь и такое). Причем Конституция страны долго запрещала самим местным жителям играть.

Действительно ли вечерами тут всё забито шикующими игроками, нам проверять было некогда. Днем же помпезные интерьеры казино заполнены туристами. Игра, впрочем, идет… в таком вялотекущем режиме. Всякий может попробовать удачу. Единственная проблема, что для входа вовнуть обязательно нужно предъявить для ксерокопирования паспорт или водительские права. Поскольку у нас, как в песне Чижа, был на двоих один паспорт, одному пришлось поскучать в вестибюле, изучая буклеты разных игр. Другой же застал внутри казино такого примечательного типа, который, сидя напротив крупье, отдавал ему банкноту за банкнотой, предлагая поставить, как нравится самому крупье, и проигрывал снова и снова. Возможно, мужчина лечится от скупости. Или в детстве он представлял себе богатство именно так: мол, буду сидеть в казино и не просто проигрывать, а проигрывать тупо…

После этого мы решили посетить более спокойную достопримечательность – японский садик, сделанный когда-то для принцессы Грейс, то есть кинозвезды Грейс Келли. Ничего не скажешь, вкус у женщины был хороший.

Ну, вот, наверное, и всё. Бродить по Монако можно еще долго, но пора и честь знать. Снова по берегу идем к вокзалу, уже уверенно находим лифт на вокзал… И снова мы в Ницце, где нам предстоит последний вечер. Долгая поездка подходит к концу.

Мы бродим по уже ставшими такими знакомыми и родными улочкам старого города, заходим в ресторан, слывущий изысканным, наслаждаемся фуа-гра, выходим на набережную

и идём в сторону «Негреско», любуясь огнями садящихся и взлетающих самолетов (обычное развлечение на здешнем пляже). Проходя мимо «Негреско» - гулять так гулять! – заходим в кондитерскую «Кантина».

Очень изысканно, а если попроситься в туалет, то пустят в главный вестибюль отеля с огромной хрустальной люстрой…

Пока мы любуемся на все эти красоты, начинается ливень. В отель возвращаемся мокрыми до нитки.

Кстати, дождь порывался начаться и в Монако, укутанном дымкой, и еще засветло, когда мы уже вернулись, и автор этих строк пошел в одиночестве погулять. Чувство гармонии он обрел в кафе, расположенном на пляже. Изысканная обстановка, полотняные тенты, по которым шуршат капли, гладь моря до горизонта, а на столице двойной экспрессо и «Кир-рояль». Можно не спеша думать ни о чем, растягивая бытиё…

Зато на следующий день, как нам улетать – во всю светит солнце. На бесконечной площади Массена находим автовокзал, садимся в автобус и снова не спеша (ибо пробка) любуемся морем и набережной.

Что касается скорости – пешком до аэропорта мы бы дошли быстрее…

Самолет взмывает и направляется над морем на запад. Мы предусмотрительно заняли места слева, так что на прощание нам перепадает несколько видом Ниццы и Монако.

Но и этот день без дождя не обошелся. Имея несколько часов пересадки во Франкфурте, мы решили, конечно, выйти в город. С вокзала по Кайзерштрассе дошли до рыночной площади и с чувством глубоко удовлетворения сели в кафе и заказали суп и сосиски. Надо же, извините, отметить 9 Мая!

Трапеза получилась отличной. «У нас праздник» - говорили мы окружающим. «Поздравляем!» - радовались немцы, особо не вдаваясь в подробности.

А вот на обратном пути на вокзал нас залило основательно. И в мокром состоянии мы начали чудить. Точнее, мы чудили еще в аэропорту, купив детские билеты – что поняли, только покупая билеты обратно. Ладно, купили. Пошли искать поезд на аэропорт. Там он обычная ж. д. – станция, так что через него идет много поездов. Сели в ICE. Расслабились. Но тут я стал читать билет внимательно (после ошибки с «киндербилеттен», с которыми нас лишь по чистой случайности не оштрафовали). На билете написан список поездов, которыми можно ездить… ICE среди них нет. Выскакиваем, уточняем у проводника. Он подтверждает, что ехать этим поездом нам нельзя. Несемся как ужаленные на соседние платформы, в последний момент заскакиваем в поезд RE. Коронный момент: я, мокрый и запыхавшийся, уточняю у двух пассажиров, по внешности клерков (поезд уже идет) «Этот поезд идет в аэропорт, не так ли?».

 

Итоги

Итак, каковы же суммарные впечатления? Главное – зараз всё не успеть J В этом смысле нас попутало то, что несколько раз в предыдущих поездках оказывалось так, что мы начинали форменно скучать, потому что на какой-то город отводили больше времени, чем необходимо. Поэтому график этой поездки оказался сверхнапряженным. И потому в памяти главным образом остались сожаления по поводу тех мест, куда мы не успели.

Явно лишней была Тулуза – делать там абсолютно нечего. То есть можно было сэкономить целых два дня, пожертвовав еще и Пиренеями (они явно отдельная песня), посвятив все эти десять дней Провансу и Лазурному берегу. Да, собственно, Лазурный берег сам по себе хорош настолько, что на него мало будет и двух недель. Здесь темп совсем другой, чем при осмотре больших городов.

Четче нужно определять сезон посещения. Скажем, Прованс так и остался «неоткрытым»,  потому что в него надо приезжать в пору цветения лаванды и всего остального. Да и в Камарге мы оказались явно не в сезон…

Словом, прекрасна ты, французская земля. Очень хочется посмотреть тебя еще раз, спокойно… J

 

Лев Кощеев

(фото автора и Альбины Закировой)     

 

Hosted by uCoz