После бездны праздничных дней на телеэкраны страны в удвоенных объемах выходит реклама биодобавок от алкоголизма. И лучезарный доктор радостно говорит: «Применять это средство можно даже без ведома больного!»
Никого такая постановка
вопроса не удивляет и тем более не возмущает, ибо кого и когда у нас
интересовало мнение того, кого мы считаем больным? Растроганному мысленному
взору женщина: она любит мужа и потому украдкой сыпет ему в суп белый порошок.
Конечно, в голову ломятся аналогии с порошками другого свойства; и это еще раз
доказывает, что от любви до ненависти один шаг.
Есть ли вообще разница
между любовью и ненавистью? Женщина убеждена, что любимый муж должен стать
лучше, что она вправе решать это без его согласия, по высшему праву, которое ей
дает её любовь. И это высшая цель, которая оправдывает любые средства –
хитрость, ложь, что угодно! С такой же легкостью, с какой она сыпет порошок,
она согласится, чтобы мужа приковали к батарее, если ей это покажется нужным.
Разумеется, она защищает
свои интересы. Она убеждена, что этот мужчина создан, чтобы обеспечивать её
существование; но чем больше он пьет, тем хуже выполняет свою функцию. Уйти от
него? Но она его любит! То есть - с чего это она должна оставлять обжитую
квартиру?
Что заставляет его пить всё больше? Возможно, он просто не способен воспринимать эту жизнь на трезвую голову. Кто-то, знаете ли, может здесь жить, а кому-то для дыхания нужен другой газ.
Что она думает по этому поводу?
Она не понимает, о чем идет речь.
Кто и когда мог понять чужие страдания? Они неизменно кажутся нам незначительной ерундой, а продиктованные ими поступки – необъяснимыми. Тем более любящее сердце – оно самонадеянно: заключая в объятия, оно никогда не поверит, не поймет, что в этих объятиях может быть плохо, что они не всегда в состоянии согреть или даже причиняют боль. Поэтому чем сильнее сердце любит, тем более оно глухо. Любовь – это говорение, а не способность слышать.
Какая разница, в конце концов, почему человек сходит с нарезов? Да, чужие страдания причиняют нам боль, но лишь своим видом. В глубине души мы понимаем это, и потому испытываем к страдающему глухое раздражение за то, что он выказывает своё страдание. Тем более близкие нам люди: их неблагополучный вид – как бы бросаемый публично упрек, что это мы виновны в их состоянии. Поэтому пусть он сгорает внутри от боли, но внешне будет благополучен, не пьет, не колется и не стоит на балконе, примериваясь.
В мужьях жен выводит из себя не только пьянство. Они слишком увлекаются футболом, или любят надевать старые рубашки, или черезчур похотливы, или недостаточно похотливы, и всегда жадны и ленивы. Мужья, в свою очередь, могли бы сформировать не менее пространный список женских изъянов: слишком разговорчива, или жить не может без подруг, или холодна, или ненасытна, или холодна и ненасытна, и всегда транжира и лентяйка.
Очень просто представить порошок от любой из этих напастей: бром, виагра, лошадиный возбудитель. Труднее верится, что может найтись средство от увлечения общением с друзьями или нежелания вынести мусор. Однако медицине известны средства, после введения которых человек быстро теряет интерес к футболу и друзьям – его начинает больше занимать узор на ковре. А если сказать ему вынести мусор, он пойдет без возражений, роняя слюну на лестницу – надо лишь четко задать направление. Идеальный супруг или подросток, надо сказать.
По идее, все эти порошки можно добавлять в суп ближнему. И не исключено, что мы стоим на пороге Великой Эпохи Биодобавок. Если завтра появится реклама «Ваш муж на вас ругается? «Незлобин» вернет мир в семью… без ведома больного…» - никого это не удивит. Общество убеждено: решать, каким должен быть человек, имеют полное право его ближние. Они лучше его самого знают, как сделать его лучше. И тут есть разница в двух буковках, которую очень часто не замечают: не «еМУ лучше», а «еГО лучше».
В прежние времена право решать за человека присваивало себе государство, и тогда дом казался единственным возможным укрывищем, где человек может быть самим собой. Теперь получается, что человек несвободен как раз дома. Конечно, ты сам выбираешь себе ближних, но много ли смысла в праве выбирать для себя тюремщика?
Тут автор ставит точку и идет сам
готовить себе суп.
Обратно в алфавитное оглавление