- У вас хлеб какой? – спрашиваю я её. Киоск, пол-двенадцатого ночи.
- Есть, - отвечает она, - Вам сколько?
- Что «есть» и что «сколько»? – деланно удивляюсь я.
Это изящный
предупредительный выстрел, услышав который, продавщица должна бы понять, что
встала на порочный путь. Но эта кадра, видимо, понимает только выстрелы в
голову:
- Сколько булок-то надо? Есть хлеб-то, аж двух сортов.
И она с победным видом выныривает из-под прилавка, держа в одной руке ржаную буханку, по причине черствости не съеденную покорителями целины, и бесячьего вида булочку с изюмом.
Кровь закипает у меня в жилах, я с трудом растягиваю губы в улыбку и хриплю:
- Спасибо, не надо.
- Странно, - громогласно удивляется она, - Спрашивали хлеб. Вот он. А вы не берете. Зачем спрашивать, если не берете?!
Горло перехватывает спазм,
да и дискутировать бесполезно. Судя по виду, девушка из тех, кто берет то, что
есть. И тех, кто есть. Именно поэтому она стоит вот тут и выглядит вот так. И
наверняка убеждена в том, что все вокруг тоже должны с радостью и не глядя
брать, что есть. Это вселяет в неё надежду на рост продаж во вверенном ей
ларьке и, в конце концов, на то, что её тоже кто-то возьмет.
Упования её небеспочвенны
– скорее, как раз я со своей привередливостью по праву должен считаться «белой
вороной». У нас действительно хлебом принято считать то, что собрались съесть,
сгущенкой – состав, содержащийся в банке с соответствующей надписью, а дорогой
– то направление, куда указывает стрелка.
Это нормально, мечтания о
чем-то большем обществом не приветствуются и даже бичуются. Собственно, выбор
между коломенской и урюпинской сгущенкой, между буханкой и булочкой – это уже
есть какая-то непонятная роскошь. Надо брать то, что есть, не выбирая. Оттенки
не нужны, это какое-то постыдное сибаритство вроде изображения раздетой
женщины, размывающее наиважнейшие национальные духовные ценности – терпение и
неприхотливость.
Но принцип «и то ладно;
лишь бы; хорошо, хоть» неизбежно порождает «сойдет и так». Неоткуда взяться
проблескам и вершинам, они вымирают за ненадобностью. Завтраки в самолете
гадкие? А с чего им быть другими, если пассажиры, включая директоров
медеплавильных комбинатов, жуют и не давятся. А почему они жуют и не давятся,
даром что «Ронсон» на руке? Так наши же люди, приучены брать то, что дают. Они
и на работу нанимают тех девочек, какие приходят. Ну, такие у нас директора.
Какие есть.
В мире есть лишь то, на
что мы согласились. Всё в этом мире стоит на разумной экономии: зачем ему быть
лучше, если мы его приняли и таким? Зачем кому-то везти пиво из Чехии, если вы
и калужское берете? Зачем женщинам быть красивыми, если женятся на любых?
Поэтому мы всегда
заслуживаем тех управителей, супругов и вида за окном, какие у нас есть: раз
они у нас есть, значит, мы на них согласились – расписались в накладной, пусть
и нехотя, но кивнули, стерпели, не вскрыли себе вены. Лучшее имеют лишь те, кто
его требовал, не соглашаясь ни на что другое.
Непонятно, везение это или
нет: в третьем классе, когда в школьной столовке ты оторопело созерцал рисовую
и манную кашу на выбор, голос с небес шепнул тебе, что иногда лучше не есть
вообще. И не обязательно выбирать что-то – можно не выбрать ничего: ни
буханочку, ни булочку. И никогда нельзя брать что-то лишь потому, что было
только это.
Стоит лишь немного дать
слабину – будешь изучать ассортимент полночного ларька, дочапав до него по
гнилым дощатым мосткам. Остается только собрать в кулак всю волю и всё-таки
уйти домой без хлеба, отвергая мысленно всех встреченных девушек. Лучше остаться голодным, неодетым и
одиноким, но не увязнуть во всеобщем болоте всепрощения и порожденной им дряни,
сам неизбежно становясь такой же дрянью.
Мир за ночь улучшится. Потому что я завтра проверю.
Обратно в алфавитное оглавление