ЭКОНОМИКА БЕЗ ДЕНЕГ

 

Энтузиасты убеждены, что уже завтра люди будут работать не ради зарплаты. То есть из экономики исчезнет такой её вроде бы неизменный атрибут, как деньги. Или же, как минимум, радикально изменятся отношения продавца и покупателя. Конечно, вряд ли изменения будут столь радикальны – однако «безденежный» и «нерыночный» сегменты занимают в экономике развитых стран всё большую долю.

 

Деньги – мусор

Граждане развитых держав живут значительно лучше, чем их дедушки и прабабушки – цены в реальном выражении непрерывно падают, спасибо техническому прогрессу и включению в мирохозяйство дешевой рабочей силы Юго-Восточной Азии. Причем напрягаться и утруждаться ради достижения нынешнего среднего достатка нам приходится значительно меньше, чем нашим предкам ради того, что считалось средним тогда. Рабочий день стал короче, условия труда несравненно комфортней, работодатели по рукам и ногам связаны законодательством и моралью. Конечно, и сегодня многие заявят, что они страшно устают и унижаются. В моде сильные выражения типа «корпоративное рабство». Вот только наши прадедушки сильно удивились бы, узнав, что мы сегодня считаем «унижением» выговор от начальства или приказ задержаться на час в светлом и отапливаемом офисе с бесплатным кофе.

Можно всё-таки «упереться» и жить еще лучше? А зачем? Большие деньги не приносят в вашу жизнь ничего такого в сравнении с деньгами «обычными». Чем так уж сильно отличается шампанское за 10 долларов и за 100? Рубашка за 50 евро и за 500? Когда Билла Гейтса спросили, почему он при его-то деньгах летает в эконом-классе, а не в «бизнесе», он лишь пожал плечами: «Зачем платить больше, если они летят с одинаковой скоростью?».

Всё это вполне закономерно привело к снижению статуса материальных благ в восприятии людей. Деньги перестают быть «объектом вожделения». Человек, готовый ради денег на всё, вызывает уже не осуждение, а недоумение: псих какой-то, тратит жизнь впустую. Даже если вы просто работаете допоздна, это воспринимается как продажа души дьяволу (который «носит Prada», где заработавшуюся героиню подвергли единодушному остракизму) и психическое заболевание. Причем если наркоманы и алкоголики окружены неким романтическим ореолом, то трудоголизм нынче болезнь позорней импотенции.

Сытые не разумеют голодных, они не в состоянии представить, как это кому-то дозарезу нужны деньги. Работать за деньги – фу, как пошло. И держаться за них – фи, как мерзко. Силы нужно отдавать какой-нибудь благородной цели волонтером. А деньги – жертвовать.

Круг замыкается, падение социального «престижа» денег дополнительно снижает их покупательную способность – они дают всё меньше нематериальных благ: довольства собой, власти. А ведь это подчас человеку важнее, чем возможность купить хлеба или икры. Какое там «довольство», когда ты ощущаешь иронию или безразличие окружающих. Нет никакой власти, поскольку у тебя нет ничего, что было бы нужно людям – деньги твои им точно не нужны, им своих хватает. К примеру, сто или даже пятьдесят лет назад богатство было мощнейшим фактором мужской привлекательности – сегодня оно уже не дает и десятой части былых возможностей. И кому после этого нужны деньги?

 

На коленях, воя

Соответственно менялись обычаи отношений между производителями и покупателями. Как только ни уговаривают сытого потребителя что-то взять, сбрасывая цены. Дисконтную карту на 5% выдают еще перед первой покупкой. В Интернете можно получить пару долларов на счет уже за то, что вы кликнули на рекламный баннер. За товар можно вообще не платить! Захотелось брызнуться перед ответственным свиданием дорогими духами? Зайди в магазин, воспользуйся «пробником». А если американцу хочется прочитать новую книгу, он покупает её, читает, а потом… сдает в магазин с полным возвратом денег. Продавцы соглашаются на всё, они давно стоят перед покупателями «на коленях, воя».

Потребитель преисполняется чувством собственного величия. Он убежден, что ему должны заплатить уже за то, что он посмотрел на витрину – или просто за то, что он вообще есть! Он пуп земли – он же потребитель! Даже если у него нет денег! Потому что не деньгами же измеряется ценность человеческой личности!

До абсолюта эту тенденцию довела «великая цифровая революция», когда «контент», составляющий немалую часть потребительской корзины современного человека, стал абсолютно бесплатен. Теперь его производители обречены стенать – «ну, заплатите нам хоть сколько-нибудь…»

 

Мы вас оценим…

Разве не бредовая ситуация, когда плодами чужого труда и таланта можно пользоваться, не дав ничего взамен? «Не нравится – пусть не производят» - пожимают плечами поборники «новой экономики». Они рисуют благостные картины будущего, где нет больше места произволу корпораций «Или плати, или уходи», а всё решает рядовой потребитель.

Скажем, платить нужно будет не при входе в кинотеатр, а на выходе. Причем платить по желанию, только если тебе фильм понравился. Нечто подобное в отношении других видов интеллектуальной собственности не только предлагается, но уже и практикуется. Например, известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич в конце своих интернет-колонок предлагает читателям, если им понравился текст, сбросить «сколько хотите» на его Яндекс-кошелек.

Пока, однако, на такое идут производители только в тех сферах, где бесконтрольное распространение продукта пресечь нельзя – «хоть сколько-то» всяко лучше, чем ничего. Но энтузиасты предлагают узаконить подобную схему вообще во всех сделках. Ведь, если вдуматься, разве справедливо, когда с вас требуют деньги за булку, вкуса которой вы еще не пробовали? И за что платить, если вы её съели, но она вам не понравилась?

Во многом схожи с этим также интенсивно входящие в моду «жертвовательные» отношения сторон: граждане перечисляют, сколь не жалко, на дело, которое считают нужным поддержать. Однако здесь не редкость и оплата в аванс (любимому музыканту на запись нового альбома), и вообще деньги от людей, которые ни разу не потребители того, за что они платят (житель Нью-Йорка жертвует врачу, который лечит детей в Зимбабве).

При этом потребителя (или жертвователя) при определении размера платы волнует не столько то, какую пользу лично ему или кому-то принес продукт – а достоин ли его производитель повышения своего благосостояния. Типичное объяснение сегодняшних расхитителей интеллектуальной собственности: да, фильм «Аватар» мне понравился, но платить за него смысла не вижу, у Спилберга и так денег слишком больше, чем у меня.

 

Народные театры

Бизнесмен традиционной закваски сошел бы с ума от такой «экономической модели»: нереально, выручки не хватит, чтобы обеспечить достойные зарплаты работникам. Однако его взгляды устарели, работники уже далеко не всегда требуют себе «достойные» зарплаты. Вспомним, с чего мы начали разговор – всё меньшая доля ресурсов человека уходит на обеспечение материального достатка, остальные силы он может тратить «за идею» или в удовольствие (что одно и то же, в сущности).

Каким образом сводит концы с концами среднестатистическая рок-группа в сегодняшних условиях, когда за записи никто не платит ни гроша? Гонорары с концертов? Там тоже не разгуляешься – дорогие билеты никто не купит. На хлеб с икрой, ипотеку и молоко детишкам музыканты зарабатывают на должностях, зачастую никак с музыкой не связанных. Им даже не приходится выдерживать две рабочие смены – «основная» работа настолько необременительна, что вполне можно прямо на рабочем месте придумывать музыку, а то и на репетицию отлучиться.

Как тут не вспомнить тираду  персонажа фильма «Берегись автомобиля»: «Есть мнение, что театры народные вытеснят театры профессиональные». Спустя полвека всё так и происходит. Но вовсе не потому, что Хабенский, «постояв у станка, начал бы лучше играть». Наоборот, все последние десятилетия человечество бодро шло к «нулевому варианту»; рынок требовал снижения цены, позволяя, однако, снижать качество. 

Нынешние телевизоры явно не будут работать по 15-20 лет, как их предки – зато они дешевле! «Народный театр» доводит эту тенденцию до абсолюта. Добро пожаловать в новый чудный мир, где рынок всё чаще не согласен ни на какую цену, кроме нулевой, но зато вполне возможны и нулевые зарплаты, а нулевое качество вполне дозволительно.

Наибольшее распространение подобные проекты пока получают в области нематериального производства и сферах, которые обществом признаются социально значимыми. Значительная часть Интернет-журналистики (которая сама по себе уже значительная часть журналистики в целом) – это журналистика «народная», делаемая не ради денег. Или же компьютерные программы – совершенно бесплатно и притом абсолютно законно можно полностью укомплектовать необходимым софтом средне-офисный компьютер, воспользовавшись плодами международного проекта Linux.

Практически каждый из нас законно-бесплатно пользуется справочным ресурсом Wikipedia. Крайне сложно подсчитать, какой доход тот мог бы получать, если б брал с пользователей плату – это нужно себе представить какую-то альтернативную реальность. Проще подсчитать, во сколько бы обошлось создание ресурса обычным способом и поддержка его контента в актуальном состоянии – астрономические деньги. Однако абсолютное большинство приложивших руку к его созданию – это тысячи и тысячи анонимных волонтеров (на ставке в русской Wiki – два сотрудника). А те небольшие расходы, которые структуре приходится нести, компенсируются пожертвованиями.

«Народные театры» появляются во всё новых отраслях. Не редкость уже, к примеру, бесплатные юридические, психологические или медицинские консультации – причем не для каких-то неимущих, а всех желающих.

 

Оседлать волну

Соответственно, любому бизнесмену или профессионалу сегодня стоит опасаться появления конкурента, который за свои услуги денег не берет или живет на пожертвования. Потому что «Социальный проект» сегодня может возникнуть в любой сфере. Возможно ли «народное такси»? Бред? Но вы представьте, сколько сейчас вечерами сидит дома скучающих автомобилистов. Публикуем в Интернет-форуме воззвание: «Ребята, поможем пешеходам, общественный транспорт из-за сволочной власти не работает толком, а таксеры ломят дикие деньги» - и откликнутся многие, настолько завлекателен пафос помощи бедным хорошим людям и борьбы с проклятущими чиновниками и мироедами. А следующий шаг – сбор пожертвований на данный проект, когда он раскрутится.

Это пока фантазия, но вот «народные гостиничные сети» уже существуют: через специальные сайты можно найти по всему миру людей, предоставляющих бесплатный кров приезжим незнакомцам.

Вы не можете себе позволить работать за бесплатно, чтобы конкурировать по цене с «народным театром»? Это ваша проблема, как проблемой мелких лавочников в своё время стало их неумение обеспечивать такие же низкие цены, как в супермаркетах. Вы не согласны обходиться китайскими майками и дешевым вином из пакетов? А придется – безразличные к деньгам беспощадно навязывают свой образ жизни окружающим.

Однако перемены всегда дают и возможности. Че Гевара призывал вешать капиталистов – в итоге капиталисты зарабатывают на футболках с его портретом. Стоит задуматься: может быть, новые правила игры помогут вашему бизнесу? Объявите себя социальным проектом, предложите людям помочь вам – и, возможно, ваша выручка будет больше, чем когда вы пытались продать себя традиционным образом. Или снижайте фонд оплаты труда, привлекая волонтеров.

… Обсуждая эту статью, мы зашли в одно из кафе центра Екатеринбурга. На столах стояло предложение «подвесить чашку кофе» - то бишь заплатить за кофе для кого-то другого. Вот оно, действенный метод увеличения продаж на насыщенном рынке: кофем уже все напились, зато люди охотно платят за то, чтобы чувствовать себя великодушным, щедрым и современным.    

  

 

 

 



Hosted by uCoz