ОТХОД НА СЕВЕР

Северная Норвегия в марте

Ну, то есть, конечно, если вам дали шенгенскую мультивизу на год, нужно сьездить по ней как можно чаще. Это вы просто обязаны. Даже зимой, когда непонятно, куда ехать в Шенгенском пространстве - везде либо холодно, либо слякотно. Вот тогда в рассмотрении появляется Норвегия. Раз везде холодно, поедемте туда, где откровенно холодно. И снег. Тем более, что сердце бьется чаще при слове "Нордкап" еще с детства, с "Реквиема каравану PQ-17" и "HMS "Ulisses"".

На всё про всё пять дней - и путешествие превращается в отчаянную гонку. И я один. Это нормально, и лишь один минус - некому фотографировать на ходу или на секундной остановки. Хотя даже вдвоем столько объехать не удалось бы...

Хельсинки

Раннее утро, "дремлет притихший северный город", рейсовый автобус привозит меня к из аэропорта к железнодорожному вокзалу Хельсинки. Вокзал мрачноватый в лучших традициях авангарда 30-х. Наискосок от него в старинном здании некий театр с баннером, который бы у нас повесить бы не дали даже коммерческой фирме :)

надо понимать, постановка по знаменитому финскому эпосу, стихотворный размер и настрой которого М. Горький позаимствовал для своей "Песни о буревестнике".

Прохожу еще немного по тихим улицам - великолепная европейская версия на тему православного храма.

Сама же площадь, на которой он стоит, увы, скучновата - такая найдется в любом российском областном центре

В центре неё - памятник императору Александру II

Дело в том, что Александр-Освободитель освободил не только крестьян и облагодетельствовал общество судебной реформой - конкретно Финляндию он одарил значительными политическими свободами (впрочем, она и до того обладала в составе России значительной автономией)

Пройдем еще немного... и вот наконец и море.

Причалы, а вот и симпатичные речной вокзальчик (настоящий морвокзал несколько дальше)

Отсюда начинается милый парк с между улицами-"экспланадами". В начале парка - невероятно красивое и солидное кафе.

Кстати, какая-то чисто хельсинскская фишка - здесь любят рестораны и кафе в отдельно стоящих домиках. Например, автовокзал у железнодорожного вокзала находится за таким двухэтажным чешским рестораном "Ввтава"

Еще один эротический момент - фонтанчик:

Дома довольно красивые

Но, если честно, скучно. Может, просто еще очень рано? И я не выспался? Впервые со мной такое: не спеша перекусив в вокзальной закусочной, сажусь в автобус и возвращаюсь в аэропорт задолго до нужного срока. И коротаю время до рейса на Рованиеми, копаясь в Интернете через бесплатный аэропортовский Wi-Fi...

Рованиеми

Маленький городок живет сказкой - про Деда Мороза. В зале прилета малюсенького аэропорта - плюшевые олени, на улице снеговики

А меня поджимает время, мне надо на север...

Беру в Hertz заранее заказанную машину - наконец-то мне дают машину с бензиновым двигателем! когда я уже привык к дизелям! Моим стальным другом на ближайшие дни становится новый Ford Fiesta с пробегом всего 8.000. Шипованная резина, обогрев от внешней сети 220 вольт... Как показало дальнейшее, машинка обладает феноменальным расходом топлива - 5 литров на сотню километров езды по трассе.

Позорно плутаю час по дорогам вокруг Рованиеми, наконец выпрыгиваю на трассу в сторону Ивало - Иннари. Вперед!

Сразу пересекаем Северный полярный круг

Дорога-1. Лаксельв.

Финская автострада с ограничением 80 км/час, не сильно ровная и довольно узкая - одна полоса. Частенько наледи. Хотя тихоходные большегрузы почти не попадаются, так что удается постоянно удерживать скорость 90-100 км/час.

Природа сильно похожа на нашу, когда у Инари идут сплошные озера, полное ощущение, что едешь где-то у Кыштыма или Каслей. Смотреть особо нечего, только дважды попадаются обещанные олени. Лапландия, как-никак!

Проезжая небольшой городок Ивало, делаю сердечное "спаааасибо", ибо именно здесь родилась и выросла актриса Анна-Кристина Юусо, удостоенная в 2004 году Государственной премии РФ. До сих пор не вспомнили? "Кукушка" - хозяйка саамского хутора.

Солнце долго не желает уходить за горизонт, однако темнота всё ж таки наступает. Одновременно приходится свернуть на второстепенную дорогу, уходя к границе на запад. Тут лед уже сплошной, хотя машина держит дорогу уверенно - вот только тормозить на спуске надо бы поосторожней...

В кромешной тьме в 20.05 местного времени (дома уже час до полуночи, а встал-то я часа в 4 утра...) пересекаю норвежскую границу. Сразу же начинается густой снегопад. Первая заправка в городке, умиляющем своим названием всех русских туристов - Карасёк. Центр автономии норвежских саамов. Умиляясь названию, не забывайте внимательно следить за дорожными указателями, чтобы по автостраде Е6 не уехать в Киркенес (если вы туда не хотите, конечно).

Снег всё гуще, приходится сбрасывать скорость, и история эта начинает доставать. Но в 22.00 я доезжаю до Lakselv Hotel на южной окраине Лаксельва.

Отельчик уютный, одноэтажный и довольно большой, со множеством саун. Круглые сутки чай и кофе в буфете. Я успеваю еще и нагрести всяких десертов с недавно кончившегося ужина.

Наутро неплохой завтрак, непременная часть которого - маринованная сельдь в трех разных соусах. Через несколько дней я шокировал итальянских старушек-туристок, уплетая поутру сельдь и запивая её апельсиновым соком.

Пейзаж за окном наутро выглядит так

На Нордкап

Трогаюсь опять же на север, и очень скоро начинаются горы

Порсангер-фиорд - первый фиорд, который доводится видеть путешественникам из России, едущих по единственной дороге на Нордкап. Не самый живописный... но об этом узнаешь только потом, а сейчас любуешься во все глаза!

   

Погода меняется стремительно - следующая фотография снята всего через полчаса после тех, что выше

И путешествие на Нордкап прерывается неожиданно - небольшим шлагбаумом на дороге

   

Что там случилось во впереди расположенных тоннелях, никто внятно объяснить не может. Другой дороги нет. Дальнобойщики устраиваются на отдых, небольшие грузовички постояли и уезжают восвояси. Из чего делаю вывод, что канитель тут надолго. Я не смогу вернуться сюда назавтра, я не могу себе позволить убить на ожидание весь день... вообще вроде как в Хаммарсваг надо былоу спеть к полудню, когда на Нордкап идет конвой со снегоуборщиком и экскурсионным автобусом.

Впервые со мной такое в путешествиях - поворачиваюсь и у-ез-жа-ю.

Чтобы вы поняли, чего я лишился, вот несколько фотографий из ЖЖ http://nub1an.livejournal.com/74957.html

А я еду в городок Скайди, где у меня забронирован следующий отель, бросаю вещи, а потом в самый северный в мире город Хаммерфест

Хаммерфест

Дорога радует то ослепительными солнечными пейзажами

то, напротив, романтичной суровостями

По дороге в Хаммерфест попадается первый на моем пути страшноватый и изящный мост

Страшноватый - потому что он шириной всего в две полосы, а море где-то на головокружительной высоте внизу... и ветерок заставляет машину вздрагивать.

На подъезде к Хаммерфесту покупаю нехитрой снеди в супермаркете (вдруг поужинать не удастся) и попутно разглядываю план города

Погода опять всё хуже, ливневый снегопад.

Хаммерфест вырвал звание самого северного города в тяжелейшей борьбе у Хоннингсвага, в который я не смог проехать. Тот севернее, но однажды в Норвегии повысили минимальное число жителей в городе, и Хоннингсваг стал "поселком городского типа". Собственно, Хаммерфест недалеко ушел от пгт... но вот всё же. Теперь я могу говорить, чтобыл в самом южном городе Европы (Иерапетра на Крите), и в самом северном!

Я вдруг задумываюсь, каково вообще жить в этом городке, где все двухэтажные домики умещаются на десятке улиц. Странно, что подобная мысль меня не посещала в знакомых уральских городках. А тут... Ведь серое море под окном, низкое небо, снег валит, да еще полгода темень. Как они тут с ума не сходят?

Часов в шесть возвращаюсь в отель - точно такая же "деревяшка", как в Лаксельве, только двухэтажная, на холме над городком. Две новости - вечером будет ужин, который входит в стоимость номера (ужин был роскошен!), и заехала группа норвежских старшеклассников, в основном девчат. Поразили они меня своей непосредственностью. Большая часть ходила по отелю и рецепции в носках, некоторые выскакивали из сауны в тот же холл и вовсе едва завернувшись в простынку и босиком. В-общем, церемонии тут не любят, и везде чувствуют себя как дома...

А отель, кстати, невероятно понравился мне настоящим камином

Вид в сумерках из окна на долину Скайди

Скайди - Трумсё

Наутро дорога какое-то время петляет в долине реки, а затем вылетает на заснеженные холмы. Где-то на десяток километров окрест - ни деревца, дико жалею, что не остановился посреди дороги (всё равно пустая) и не сделал кадр.

У Альты (крупный городок по местным меркам, тут лососевая река и старинная дорога на Каутокейно и в Финляндию) трасса выходит на берег моря, и начинаются красоты...

              

   

Постепенно дорога приходит к историческому месту - Ка-Фиорд, место последней стоянки немецкого линкора "Тирпиц", который всю войну довольно бездарно простоял в здешних бухтах, распугав лишь несчастный конвой PQ-17, а потом был потоплен английской авиацией. В городке Ка есть музей, но зимой он закрыт.

Заправляюсь и перекусываю в небольшом городке Тальвик. Собственно, весь поселок - это от силы десяток домов, причал, склад рыбы. Опять та же мысль - как они тут не сходят с ума от обособленности???

Дорога продолжает извиваться между горами и морем. Горы за фиордом - какой-то сказочный контур, мираж...

   

   

А вот дорога взлетела на вершины, и открылась панорама...

И снова вниз, и за каждым поворотом - новые горные цепи вдали.

Постепенно добираюсь до живописнейшего Линген-фиорда

Домики, кстати, не жилые сейчас, это "рыбацкие хижины" под сьем летом.

Вот так, останавливаясь на каждом повороте и восторженно медитируя на каждый пейзаж, я уже впотьмах добираюсь до Трумсе. Дорогу до отеля я разучивал по карте, которую распечатать возможности не было. Естественно, сбиваюсь в бесчисленных поворотах - и выезжаю уже на какие-то жилые окраины города. Узкая улочка уходит вверх под углом градусов 20, причем гололед... колеса визжат, пробуксовывают, но всё-таки тянут машину вверх. Разворачиваюсь, начинаю колесить по городу, отлично понимая, что это уже полный бред - отеля так не найти. Но улочек тут немного, нахожу минут за 10 :)

Сам AMI Hotel весьма своеобразен... или у меня мало опыта общения со скандинавскими отелями? Сразу после бронирования по Интернету мне на почту пришло письмо, где содержалась инструкция на случай позднего приезда. Поздний - это значит после 15.00. В три часа дня из отеля уходит единственный сотрудник. Поэтому приехавший сам должен набрать код на входной двери... а потом еще и на специальном сейфе на рецепции. Внутри сейфа - ключи для приезжающих в этот день - каждый с бумажкой с твоим именем.

Вместо ужина - сухие галеты, кофе-чай, зато есть кухонька, где можно приготовить привезенное с собой. Посуду после завтрака принято убирать и мыть самому. Короче, "то, что вы сами убрали посуду, позволяет нам устанавливать низкие цены в нашем ресторане", как пишут в IKEA. при этом расположен отель козырно, на холме с видом на город.

Трумсе

По меркам Северной Норвегии Трумсё, расположенный на острове - просто-таки мегаполис. Его пафосно называют "Северным парижем", особо упирая на оживленную культурную жизнь летом, в период полярного дня, когда солнце тут не заходит. Но многоэтажек мало даже в центре, в основном деревянные двухэтажные дома

Вот так выглядит кафедральный собор

Кстати, отель соседствовал с очень красивой школой

Ниже которой в сквере стоял загадочный памятник, заваленный снегом - "Девочка и учитель" (наверное): "Ма-ла-дец. Ты задаешь тупые вопросы, я даю умные ответы..."

Кстати, над головой девочки виден отель, в котором я жил.

Набережная

   

Мост, в который приезжают в Трумсё. Если вы едете с севера, вы можете сэкономить расстояние и силы (не знаю насчет времени), приплыв на пароме.

Памятник рыбакам

Администрация города. Кстати, зацените пижонство суровых норвегов - справа на парковке кабриолет со складывающейся крышей!

Городская библиотека

В общем, на осмотр города хватает получаса. Прорамма впереди на день большая - посмотреть острова.

Вестерален и Лофотены

С ними проблема в том, что ехать до них от Трумсе весьма далеко по извилистым дорогам, которые уже не столь живописны. Но... бешеной собаке семь верст не крюк. Бодро пускаюсь в дорогу по трассе, которая южнее Трумсё весьма оживленна. Постоянно кто-то болтается перед носом, обгонять трудно. Вдобавок тут тренировочные лагеря норвежской армии, снуют грузовики и и даже БТРы.

Впрочем, живописностей хватает и тут

   

   

   

   

И вот дорога снова выходит к морю, и за заливом видны горы возле Нарвика

Мой путь лежит на острова Вестерален - до хваленых-перехваленых Лофотенских островов мне просто физически не успеть доехать за один день.

С острова на остров перепрыгиваем по таким вот изящным мостам.

Погодка портится, но... норвежские пейзажи завораживают в любую погоду. В облаках даже романтичней.

Усталость наваливается всё сильней. Усталость скорее психологическая... мозг перенасыщен впечатлениями и красотой, всё скучнее вписываться в очередной поворот, я с тревогой посматриваю на часы, прикидывая, сколько мне еще ехать назад до гостиницы.

Но вот Мельбю - финиш, дальше ехать некуда. Отсюда ходят лишь паромы до Лофотенских островов. Вон они, за сеткой снега...

Странная, призрачная земля. Словно другая планета. Или "Земля Санникова"... И я нисколько не удивлюсь, если я приеду сюда еще раз, но за полосой воды не будет никаких гор.

И мне никогда не было так печально. Недоступная цепочка призрачных остовов уходила куда-то за горизонт, и не было никакой возможности осмотреть её всю... это была словно бы дорога в Страну Смерти.

Разворачиваюсь, и той же дорогой еду на ночевку в Бардуфосс - всего-ничего, 240 км. Как-то быстро темнеет, возле Нарвика видны огни горнолыжных склонов.

Езда превращается в увлекательный и пугающий спорт. Ограничение на дорогах в Норвегии - 90 км/час, днем тут всё таяло, вечером дорогу прихватило... Выскакиваю из-за поворота на спуске, навстречу идет фура, притормаживаю - и машину заносом выбрасывает на встречную полосу. Едва успеваю газануть и убраться на свою сторону дороги. Больше так не экспериментировал, и шел навстречу большегрузам не снижая скорость, вписываясь на узкой дороге (европейский стандарт ширины ряда ужЕ российского) между встречной машиной и полутораметровой стеной снега на обочине.

В 20.30 приезжаю в отель. Ужин уже кончился, но кухонные феи, убиравшие всё дозавтра, сооружают мне вполне обильную, пусть и холодную трапезу. Сам отель рассчитан исключительно на спортсменов, точнее, лыжников. Даже кровати в номере целомудренно стоят голова к голове :) Лес с лыжнями начинается прямо за корпусом. Для придания пафоса все номера снабжены размашистыми автографами, я так понимаю, знаменитых спортсменов. То ли просто так, то ли они тут даже жили и тренировались. Мне достался номер имени норвежского лыжника Матти Райвио. Судя по фотографиям, жил он очень давно, вряд ли отель такой старый...

Вот таким отель Bardufosstun предстал наутро

А мой отпуск закончился, по сути. Впереди перегон в 600 км до Рованиеми.

Бардуфосс - Рованиеми

В пять вечера мне надо быть на регистрации, по дорогам Норвегии больше 70 км за час делать не удается - вот и считайте.

Выезжаю, едва позавтракав, в восемь утра.

Но опять не могу избежать соблазна пофотографировать, благо погода прекрасна

Прощаюсь с морем, дорога уходит на Финляндию в страшноватое ущелье, поросшее лесом. Где-то недалеко точка, куда сходятся границы всех трех государств Скандинавии...

Пограничный пункт Финляндии и Норвегии Kilpisjarvi - в бескрайней снежной пустыне

   

А потом пейзаж резко меняется - невысокие холмики, дорога прямая, только местами похожа на американские горки. Сначала осторожничаю, потом понимаю, что в тундре меня могут увидеть лишь северные олени - и разгоняюсь до 130. Потом движение становится оживленней, зато знаки дают ограничение в 100 км/час... так что до Рованиеми долетаю с изрядным опережением графика. Успеваю даже побродить по деревне Деда Мороза - пустой в это время года (только русские прогуливаются)

   

   

Заправляю машину на прощание в тутошней заправке, перекусываю в фаст-фуде. Всё равно времени навалом. Еду в аэропорт - он тут в паре километров. Сижу в интернете. От скуки плетусь в кафе, где накапливаются пассажиры до Хельсинки (других рейсов в обозримом будущем нет). Делаю ошибку, купив пасту - страшнее ничего не ел со времен студенческих столовых.

И тут начинаются приключения. Рейс задерживают на 15 минут - смешно, но у меня в Хельсинки на пересадку по графику 30 минут! А следующий рейс до Питера лишь наутро! А мне рано утром надо быть уже в Питере кровь из носу!

Короче, лечу как на иголках (интересная фраза получилась). До странного долго не открывают выход на трап... Выскакиваю, несусь через весь Вантаа в международный сектор и  аккурат поспеваю к final call - самолет ждет трех блондинок, сумевших застрять в скромном финском дьютике. Успел!

5 дней. 2 625 км.

Hosted by uCoz